К списку литературы

Инструкция: Как провести опрос и узнать что-то новое

Занятия по теме
Руслан Саввотин
Head of UX, Doumo.io

1. Метод опроса

При разработке продукта нам часто нужно узнавать мнение пользователей (будущих, потенциальных). Если не уделять этому внимания, то можно сделать продукт, который никому не нужен и который не будет пользоваться популярностью.

Самый простой способ узнать мнение - это спросить человека, что он думает по определенному вопросу. По сути это и есть опрос: когда вы общаетесь с человеком и у вас есть заранее подготовленный список продуманных вопросов.

2. Как провести опрос

Для проведения опроса нам потребуется формализованный список вопросов, который мы хотим задать нашим респондентам. Список вопросов должен быть один для всех респондентов, но может немного меняться, если мы опрашиваем немного разные группы пользователей

Список вопросов из анкеты мы можем задавать очно и дистанционно.

3. Что можно узнать из опроса

Когда вы начинаете работать над проектом и до конца не представляете, кто ваши клиенты или потенциальные клиенты, какие у них мотивы и стремления, какие цели они преследуют, то почти любой способ исследований принесет много информации. Лучший способ узнать много новой информации - это глубинное интервью, но оно крайне затратно, и иногда невозможно провести его быстро.

Узнать новую информацию можно и опросом. Если вы понимаете общую направленность продукта или услуги, но не понимаете множество аспектов деятельности ваших пользователей, то об этом можно спросить. Опрос в этом случае может носить не количественный, а качественный характер. То есть важнее получить не цифры, а сами варианты ответов. Например, вас интересует какие книги продукт-менеджеры читают для саморазвития. Мы предполагаем, что они читают книги для саморазвития (мы почти в этом уверены). Также допустимым будет вопрос “Как вы развивались в профессии последние пару лет?”, хотя такие вопросы больше свойственны интервью. Его можно сделать вариантами ответов и пунктом “Другое” или открыты Таким образом мы узнаем, как они развиваются и читают ли они книги, если читают, то можно узнать какие.. Вы сможете узнать новую информацию только если зададите открытый вопрос, но на открытый вопрос никто не любит отвечать.

4. Составляем вопросы

Самый очевидный способ составить опрос - это сразу написать вопросы. И это самая частая ошибка. Для начала вы должны сформулировать и записать цель опроса. Цель опроса - это результат, который вы хотите получить. Например, вы хотите узнать, как нужно изменить ваш продукт, чтоб он стал более востребован у пользователей. Либо вы хотите изменить фильтры в каталоге продукции (а возможно и способ выбора), но не уверены, что делать.

Когда у нас есть цель, то наступает время составлять общие исследовательские вопросы (программные вопросы). Это конкретные вопросы, ответ на которые поможет достичь цели. Например, если вы хотите узнать какие, изменения нужно делать в первую очередь, то это исследовательский вопрос, а не вопрос для респондентов. Респонденты могут понять его не как вы и преследовать другие цели при исследовании. Еще примерами хороших исследовательских вопросов могут быть: нужен ли функционал, который вы собираетесь разрабатывать; будут ли пользоваться новым способом оплаты, который вы хотите подключить; почему они не используют один из способов отправки информации, который вы сделали. То есть исследовательский вопрос - это набор гипотез, ответ на которые должен помочь достичь цель исследования.

5. Как использовать данные

Когда вы откроете результаты опроса и обработаете их, то вы можете понять, что у вас появилось еще больше вопросов. Ваши новые вопросы станут более глубокими, только задав их вы уже поймете больше о ваших пользователях. Поэтому часто после опроса хочется проверить новые гипотезы.

Для этого вам нужно обратиться к цели вашего исследования и исследовательским вопросам. Нужно посмотреть, получилось ли узнать ответ на эти вопросы. Иногда вы можете получить еще больше данных, чем изначально предполагали.

6. Ограничения метода

Нужно помнить, что люди не всегда говорят правду. Если вы даете вознаграждение за опрос, то люди могут подумать, что от ответов зависит то, получат они деньги или нет. Некоторые могут отвечать более позитивно, так как не хотят обидеть людей, которые у них спрашивают. Поэтому к числовым оценкам нужен всегда особенный подход.

Другие респонденты могут думать о себе лучше “чем оно на самом деле”, поэтому если вы спрашиваете: “Будете ли вы бегать по утрам”, то многие ответят, что хотя это делать, но это не означает, что будут. Поэтому в таких вопросах нужно быть осторожным не пытаться использовать социально желательные ответы.

7. Сколько людей нужно спросить

Когда вы научитесь проводить опрос, то одним из первых вопросов будет “Сколько людей спрашивать?”. Ответ на этот вопрос всегда сложный. Для начала нам нужно понять, а сколько бы мы могли спросить людей вообще, если бы у нас не было никаких ограничений.

Генеральная совокупность — это максимальное количество людей, которых вы могли бы опросить. Например, вы хотите узнать мнение пользователей о своем проекте. Ваша аудитория в год 1 000 000 — это и есть генеральная совокупность. Путем нехитрых математических операций можно выяснить, что вам нужно 384 человека, чтобы с 95% вероятностью и 5% отклонением получить ответы на свои вопросы. Если нам нужна вероятность 99% c 5% отклонением, то нам нужно опросить 665 человек.
Эти цифры можно посчитать на калькуляторе. И еще немного про цифры.

999
Будь в курсе последних событий