К списку литературы
Все про быстрые методы юзабилити-оценки
Занятия по теме
23
ОКТЯБРЯ
С 18:00 АСТ
Быстрые методы юзабилити-оценки
Ольга Алтабаева, Зам. руководителя UX исследований UsabilityLab
Анна Исламова, руководитель UX исследований UsabilityLab
Анна Исламова, руководитель UX исследований UsabilityLab
3 часа
18 000 ₸
Содержание
1. Введение
В число быстрых методов мы условно отнесли те исследования интерфейса, которые не требуют существенных затрат — как по времени, так и по другим ресурсам.
Они чаще направлены на проверку отдельных гипотез, т.е. оценить удобство продукта в целом не получится. Соответственно, эти методы могут использоваться в дополнение к более «мощным» — юзабилити-тестированию, интервью и другим.
Наконец, каждый из этих методов больше подходит для оценки конкретного аспекта интерфейса:
Они чаще направлены на проверку отдельных гипотез, т.е. оценить удобство продукта в целом не получится. Соответственно, эти методы могут использоваться в дополнение к более «мощным» — юзабилити-тестированию, интервью и другим.
Наконец, каждый из этих методов больше подходит для оценки конкретного аспекта интерфейса:
2. Пятисекундный тест
Для чего подходит?- Узнать первое впечатление, связанное с визуальным дизайном, а не содержанием экрана;
- Проверить понимание назначения продукта при первом знакомстве с ним;
- Собрать ассоциации и воспринимаемые качества продукта при беглом знакомстве.
Модератор озвучивает инструкцию: «Посмотрите некоторое время на страницу, которая сейчас появится» и на 5 секунд показывает изображение (статичную картинку или реальную страницу сайта). После этого задаёт вопросы о том, как респондент понял назначение сайта, что успел заметить; кто, на его взгляд, является целевой аудиторией; какое впечатление произвело оформление; что больше всего запомнилось.
Как обрабатывать
Выделить наиболее часто встречающиеся характеристики, которыми респонденты описывают изображение. Понять, какие объекты на экране привлекают внимание в первую очередь. Отдельно можно обращать внимание на то, встречаются ли в высказываниях упоминания отдельных элементов интерфейса – например, замечают ли целевое действие или понимают ли, к какому бренду относится показанная страница.
См. также
5-second tests: Measuring first impressions (substack.com)
3. Парное сравнение
Для чего подходит?
Показать респонденту несколько пар изображений. Попросить выбрать в каждой паре тот вариант, который соответствует определённому критерию. Критерием может быть привлекательность, современность и другие характеристики.
- Выбрать один из нескольких вариантов дизайна
- Собрать требования к дизайну
- Собрать обратную связь от дизайна
Показать респонденту несколько пар изображений. Попросить выбрать в каждой паре тот вариант, который соответствует определённому критерию. Критерием может быть привлекательность, современность и другие характеристики.
4. Тест первого клика
Для чего подходит?
- Проверить заметность и/или понятность элементов на экране
- Если целевых элементов несколько, проверить, какой из них выбирают чаще или находят быстрее
- Проверить понятность прохождения задач в интерфейсе
5. Обратная карточная сортировка (Tree Testing)
Для чего подходит?
Создать навигационное «дерево» продукта и попросить респондента найти определённый раздел, функцию или продукт. Типовая формулировка задания: «Где бы вы стали искать…?». Для тестирования таким способом хорошо подходят меню и каталоги, а вот, например, с панелями вкладок мобильных приложений нужно быть осторожнее — в них названия зачастую сопровождаются иконками, и это существенно влияет на понимание их назначения.
- Проверить понятность структуры и/или названий внутри неё (без учёта влияния графических и дополнительных элементов, «искажений реализации» на «учёта влияния графических и дополнительных элементов»)
- Узнать, где ожидают увидеть новый раздел или функцию
Создать навигационное «дерево» продукта и попросить респондента найти определённый раздел, функцию или продукт. Типовая формулировка задания: «Где бы вы стали искать…?». Для тестирования таким способом хорошо подходят меню и каталоги, а вот, например, с панелями вкладок мобильных приложений нужно быть осторожнее — в них названия зачастую сопровождаются иконками, и это существенно влияет на понимание их назначения.
6. Оценка текста
Для чего подходит?Определить понятность и достаточность информации
Узнать сложные/лишние слова и конструкции
Что делать?
Попросить отметить в тексте слова, которые влияют на восприятие текста определенным образом: ухудшают или улучшают его понимание, повышают или понижают доверие, делают текст сложнее или проще для понимания. Респонденты могут отмечать и «положительные», и «отрицательные» слова и фразы, но тогда это лучше делать поэтапно — так внимание будет сфокусировано одновременно только на одной из задач.
Проводить такое исследование можно как на бумаге (маркерами выделять фрагменты текста), так и в онлайн-сервисах. Последний из способов покажем и проанализируем на практике.
Как обрабатывать?
Зафиксировать слова и фразы, которые респонденты отмечали чаще всего. При очном проведении можно обсуждать, почему были отмечены именно эти слова.
2471
Будь в курсе последних событий